Как большевики вели войны с монументами (5 фото)

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

У каждой эры свои монументы. Являясь воплощением духа времени, его основных мыслях и эстетических ценностей, они о многом могут рассказать потомкам. Но история понимает много примеров, когда пришедшие поколения пробовали напрочь стереть с лица земли вещественные знаки прежней власти, а совместно с ними – память о собственных предшественниках. Конкретно так поступили большевики опосля революции 1917 года – русская власть признала монументы царизму «уродливыми истуканами».

Как большевики воевали с памятниками (5 фото)

Каким памятникам «окаянного царизма» досталось больше всех и вне очереди

Как большевики воевали с памятниками (5 фото)

По плану русского правительства, ничто не обязано было припоминать о государстве, которое закончило своё существование и никогда уже не возродится. Таковая позиция была утверждена законодательно – декретом Совнаркома «О монументах Республики», в каком памятники в честь русских монархов и их сподвижников объявлялись не имевшими ни исторической, ни художественной ценности и подлежащими демонтажу и утилизации. Одним из первых пострадал неповторимый памятник, 1-ый столичный конный монумент – герою Российско-турецкой войны генералу Мише Скобелеву, вошедшему в историю как «Белоснежный генерал». Варварское мероприятие было приурочено к пролетарскому праздничку – 1 мая.

Масштабную композицию с изображением батальных сцен и подвигов российских воинов без сожаления выслали на переплавку. По одной из версий, подобная судьба поняла в Костроме монумент молодому сударю Мише Фёдоровичу и спасшему его Ивану Сусанину, чья судьба стала броским примером жизни за царя. Срочной ликвидации подлежал также один из основных памятников страны – мемориальный комплекс в Кремле, посвящённый Александру II. Память царя-освободителя, ставшего жертвой террористов, весьма чтили в Рф. В почти всех городках стояли его скульптурные изображения, и фактически они все были уничтожены революционной властью.

Как имперские монументы преобразовывались в трибуны и теряли ценность

Как большевики воевали с памятниками (5 фото)

Кампания по борьбе с памятниками носила нрав очевидного вандализма. Складывалось воспоминание, что пролетариям недостаточно было просто убить монументы. В их действиях просматривалось желание надругаться над памятниками, опоганить их. Так, к примеру, в Москве монумент героям Плевны был превращён в туалет, а Черниговской губернии статую генерала Скобелева скинули в выгребную яму. Страшенно меркантильное применение большевики отыскали для остатков вышеупомянутого мемориального комплекса Александра II: пустоты, образовавшиеся в основании монумента, превратили в захоронения для расстрелянных противников революции.

Очень распространённым актом сделалось внедрение памятников венценосным особам в качестве трибун для митингов. Взбираться на скульптуры бывших самодержцев, попирать их ногами – что быть может символичнее?! Сохранились заметки в большевистских газетах о том, как революционно настроенные рабочие обращались к массе с колен бронзовой фигуры Александра III у храма Христа Спасателя. Похожие случаи были зафиксированы в Петрограде – с монументом этому же монарху около Николаевского вокзала и Екатерине II на Невском проспекте. Часто ораторы не ограничивались огненными речами и размахиванием знамёнами, а норовили закрепить красноватый флаг в руке царственной особы, о чем тоже много свидетельств прессы. Ещё один шаг в обесценивании скульптурного наследства королевской Рф – принятие решения вычеркнуть имперские монументы из группы объектов гос значимости.

Новое время – новейшие монументы

Как большевики воевали с памятниками (5 фото)

Как говорится, свято пространство пусто не бывает. На замену старенькым обелискам – «царям и их слугам» – пришли новейшие, как того добивался декрет «О монументах Республики». Сей документ предписывал компанию масштабного конкурса по разработке проектов монументов, знаменующих величие революционных достижений. В осеннюю пору 1918 года первой жертвой «монументальной пропаганды» стала маленькая стела в Александровском саду, возведённая к 300-летию правления династии Романовых.

Не мудрствуя коварно, пролетарские деятели искусств спилили венчающего памятник двуглавого сокола, а заместо изображения Жору Победоносца и памятной надписи расположили перечень выдающихся революционеров. Чуток позднее высочайшей чести быть увековеченным в Стране Советов удостоился Максимилиан Робеспьер. Но фаворит Французской революции выдержал в Александровском саду недолго: известного политического деятеля изваяли из бетона и гипса, которые не выдержали первых же заморозков. Спешка, с которой большевики сооружали памятники, не позволяла архитекторам сосредоточиться на задании и основательно проработать художественную идею всякого творения. Потому заместо геройских, по-настоящему увлекательных образов часто появлялись очевидные изделия, не выдерживающие никакой критики. Справедливости ради необходимо отметить, что откровенно плохие, примитивные монументы вскорости были демонтированы. Посреди их – монумент Марксу и Энгельсу, который в своё время открывал лично Ленин.

Как волна сноса монументов «царям и их слугам» проехалась по всей Рф

Как большевики воевали с памятниками (5 фото)

Ураган борьбы с монументальным наследием королевского режима пронёсся по всей стране. В Киеве демонтировали установленный на народные пожертвования монумент Александру ІІ и на его месте водрузили фигуру, символизирующую новейшего русского человека. В Екатеринбурге бронзовое изображение этого правителя поочередно сменяли так именуемая Скульптура свободы, бюст Маркса и статуя человека освобождённого труда. А в Саратове скульптуру Александра ІІ поменяли на гипсовый бюст Чернышевского.

Ещё один знак свободы – разбивающий на земном шаре цепи пролетарий – оказался в Симферополе на месте монумента императрице Екатерине ІІ. Маленькой уральский городок Кушва был известен монументом в честь спасения правителя Александра ІІІ опосля покушения на него на стальной дороге под Харьковом. Опосля того, как скульптура сударя была уничтожена, на постаменте возник знак мировой революции – древесный глобус на шпиле. В Киеве волна гнева украинского пролетариата распространилась даже на династию Рюриковичей: с пьедестала свергли княгиню Ольгу, а на её пространство водрузили монумент Тарасу Шевченко, простоявший, правда, недолго из-за некачественных материалов.
Приглянулась статья: Как большевики вели войны с монументами (5 фото) — поделись ссылкой на НАШ веб-сайт

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

0 Comments Join the Conversation →


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 8 =